КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

Для опреде-дения меетонакеишшшя вамолета, скорости и на­правления его полета применяется разнообразная аппаратура,

основанная на различных принципах, зависящих от первичного источника навигационной информации. В качестве такого источ­ника информации может служить либо одно поле, либо совокуп­ность нолей. К ним относятся:

геофизические (естественные) поля Земли; электромагнитные поля наземных или бортовых радиотехни­ческих устройств;

ОМ’М рОМІІІ иитные, световые и другие поля небесных све-

! ил

І еоі|іігіцче(‘пне ноли Земли получили широкое распространение по и решении нашииционпых задач.

М а і и н і п о е п о л е 3 е м л и используется для определения направления движении (магнитные компасы). Достаточно подроб­ная изученность гюго ноля, особенно за последние годы, позволяет но -.лементам темного магнетизма определять линию положения, on читывать угол не от местной вертикали, а от направления век — юра напряженности магнитного поля Земли (навигационные аэро — мш питометры). Эти методы, получившие название изодинамных, к і ромаї питпых и т. д., расширяют возможности воздушной нави — I вцпи.

Атмосфера, представляющая собой газовую оболочку Зем­ли, ш пользуется в качестве источника информации о высоте (ба — ромеі рнчеекие высотомеры) и воздушной скорости (аэрометриче — I кие указатели скорости) полета самолета.

Знание таких параметров метеорологических полей, как давле­ние, температура воздуха, скорость и направление ветра, позво­ляет решать многие важные навигационные задачи.

Гравитационное поле Земли дает возможность опре­делить направление вертикали (гироскопические вертикали, авиа — I при зонты), что необходимо не только для самолетовождения, на­при мер для правильного определения курса (гирополукомпасы), но и для пилотирования, решения задач разведки, бомбометания п т. д. Характеристики гравитационного поля нужно знать и для тю, чтобы исключить влияние проекций ускорения земного тяго­тения, искажающих ускорения движения самолета в горизонталь­ной и вертикальной плоскостях. Интегрирование ускорений дви­жения позволяет без каких бы то ни было других источников определить путевую скорость, высоту полета и те­гу щие координаты местонахождения самолета (инерциальные системы).

Различные объекты на земной поверхности (реки, моря, горы, населенные пункты и др.) можно рассматривать как поле ориентиров, позволяющих наиболее наглядно определить место­нахождение самолета относительно земной поверхности. Необходи­мость выполнения полетов на предельно малых высотах, поиска малоразмерных подвижных целей повышает значение визуальной ориентировки — этого важнейшего качества человека, которое имеете с техническими средствами позволяет добиться высокой і очпости и надежности самолетовождения. Поле рельефа также

может использоваться для определения местонахождения самолета с помощь jo так называемых экстремальных методов.

Контрасты температур различных участков земной по­верхности, по-разному излучающих тепловую и электромагнитную энергию, позволяют создать инфракрасные визиры и радиовизиры, использующие принципы пассивной локации для ведения ориенти­ровки.

Бурное развитие радиоэлектроники привело к созданию боль­шого количества радиотехнических систем навигации, основанных на измерении различных параметров прямой, ретранслированной или отраженной электромагнитной энергии. Эти искусственные поля наземных или бортовых радиотехнических устройств позво­ляют с высокой точностью измерять направления, расстояния и другие величины, с помощью которых можно определить высоту, скорость, местонахождение самолета, осуществлять полет по за­данной траектории от взлета до посадки включительно в любых метеорологических условиях днем и ночью. Панорамные радиоло­кационные станции дают возможность видеть на экране изображе­ние земной поверхности, что позволяет на качественно новой основе пользоваться методами визуальной ориентировки, которой на заре развития авиации почти полностью определялись возмож­ности самолетовождения.

В наш космический век, начавшийся 4 октября 1957 г. запус­ком советскими учеными первого в мире искусственного спутника Земли (ИСЗ), резко возрос интерес к изучению космоса. Электро­магнитные и световые излучения космических источников навига­ционной информации используются для определения курса (астро — компасы) и местонахождения кораблей и самолетов (секстанты, радиосекстанты, астроориентаторы и т. д.).

Целям самолетовождения могут служить также искусственные источники световой энергии (светомаяки), особенно в ночных усло­виях.

В зависимости от первичного источника навигационной инфор­мации технические средства самолетовождения принято делить на следующие четыре основные группы (рис. 2.4):

— геотехнические, использующие геофизические поля Земли. К. ним относятся: магнитные компасы, барометрические высотомеры, указатели воздушной скорости, гироскопические нави­гационные приборы, инерциальные системы навигации и другие средства;

—- р а д и ©технические,, использующие электромагнитные поля, излучаемые радиотехническими устройствами. К ним отно­сятся: угломерные, дальномерные, угломерно-далыюмерные, раз- ноетно-дальномерные системы, панорамные радиолокационные станции (радиовизиры), доплеровские измерители и др.;

— астрономические, использующие световое или радио­излучение небесных тел. К ним относятся: астрокомпасы,

секстанты, астроориентаторы, радиоастрономические приборы

и др.;

светотехнические, к которым относятся светомаякй и другие искусственные источники света.

Такая классификация технических средств самолетовождения позволяет дать общую характеристику каждой группе с точки зре­ния ід; автономности, дальности действия, помехозащищенности,

КЛАССИФИКАЦИЯ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

Рис. 2.4. Классификация технических средств самолетовождения

возможности использования в различное время суток и в различ­ных метеорологических условиях.

Как и всякое деление, эта классификация условна. В самом деле, строго говоря, радиовизиры, работающие на принципе ра-

диолокадии, занимают в ней промежуточное положение (см. рис. 2.4), так как с известным основанием они могут быть отне­сены как к геотехническим (особенно первые), так и к радиотех­ническим (Особенно вторые) средствам.

Несмотря на отмеченную условность, приведенная классифика­ция позволяет дать общую характеристику каждой группе техни­ческих средств, указав их преимущества и недостатки, наметить пути их комплексного применения или конструктивного объедине­ния в рациональные комплексы бортового оборудования самолета с машинной обработкой навигационной информации.

Так, группа геотехнических средств характеризуется автоном­ностью, ей практически невозможно создать помехи, но точность навигационных измерений с помощью этих средств часто оказы­вается недостаточной. В отличие от этой группы радиотехнические средства в любых метеорологических условиях обеспечивают вы­сокую точность измерений, но они подвержены помехам со сто­роны противника. Поэтому радиотехнические средства целесооб­разно использовать периодически, например, для точной коррекции результатов счисления пути, осуществляемого с помощью геотехни­ческих средств, и в частности инерциальных систем.

Не подвержены помехам и астрономические средства, однако их не всегда можно использовать при полете на малых высотах. Светотехнические средства применяются в основном ночью и в сложных метеорологических условиях на посадочной прямой для обеспечения посадки самолета после выхода под облака.

Большое количество навигационной информации, поступающей от указанных технических средств, которые для повышения надеж­ности решения задач используются в комплексе, стало невозможно обрабатывать экипажу, потребовалось автоматизировать процесс обработки информации с вводом нужных параметров в системы автоматического управления самолетом и наглядным отображе­нием нужной информации для самолетовождения, пилотирования, решения задач боевого применения и контроля за работой всего бортового комплекса аппаратуры.

Разнообразная навигационная техника, установленная на борту современных самолетов, в умелых руках штурманов и летчиков, в совершенстве овладевших ею, является грозным и дорогостоящим оружием, предназначенным для охраны мирного созидательного труда советского народа и разгрома агрессора, если он посмеет напасть на священные рубежи нашей Родины.